OO "Ассоциация БУДО"
Республика Беларусь г. Минск

 

Белорусская Федерация
Джиу-Джитсу

 

Ассоциация БУДО

Белор. Федерация
Джиу-Джитсу

Полезное

Дизайн сайта:
Сэнсэй Павел Дятко
Хонтай Йошин Рю Такаги Рю Дзю-Дзюцу

 

 

    Хонтай Йошин Рю была создана в 17-м веке, как техника и тактика ближнего боя для самураев.

    Основатель школы, Ориемон Шигетоши Такаги (Oriemon Shigetoshi Takagi) родился 2-ого января 1635. Он был сыном Санзаемона (Sanzaemon), лидера клана Осу-Шираиши (Osu-Shiraishi) в северной части Японии. Его детское имя было Умон (Umon). С детства он изучал искусство владения коротким мечом школы Муфо Рю Кодачи (MufoRyu Kotachi), и искусство боя копьем школы Киочи Рю Содзюцу (Kyochi RyuSojutsu),под руководством Муто Дануемон (Muto Danuemon).

    Умон еще в юности добился мастерства в обоих этих искусствах. Его отец был преподавателем искусства фехтования мечом в провинции Шираиши, но был убит. Использовав на практике слова отца о принципах гибкости "йо" (yo) и о том, что "йобоку"(yoboku) - гибкая ветвь ивы может быть сильнее, чем крепкое и высокое дерево, котороеуязвимо и легко ломается, Умону удалось отомстить убийцам своего отца. Именно эта философия после победного сражения заставила Умона назвать свою школу Йошин Рю а себя Такаги Ориемон Шигетоши. Он использовал свое имя в названии своего боевого искусства для реализации принципов, которые он усвоил от отца.

    Его преемник, Уманосуке Шигесада Такаги (Umanosuke Shigesada Takagi) разработал методы подавления безоружного противника и изменил название школы на Хонтай Йошин Рю Такаги Рю Дзю-дзюцу (Hontai Yoshin Ryu TakagiRyu Ju-jutsu). Он был представлен в книгах об истории Японии, как добрый и тепло-сердечный человек и выдающийся мастер боевого искусства. Такаги Уманосуке Шигесада известен так же, как преподаватель, развивший один из ранних стилей рукопашного боя для самураев.

    Третьим мастером был Генношин Хидэшиге Такаги (Gennoshin Hideshige Takagi), четвертым - Кихэй Шигенобу Окуни (Kihei Shigenobu Okuni), который славился тем, что был непобедим в поединках и совершенным владением искусством боя алебардой - Нагината (Naginata) и шестом - Бо-дзюцу (Bojutsu). Он объединил оба этих искусства в Кукишин Рю Бо-дзюцу (KukishinRyu Bojutsu).

    Четырнадцатый Соке школы, Такео Масацугу Ишийя (Takeo Masatsugu Ishiya), родившийся в 1845 году, был известен в Японии, как мастер мастеров боевых искусств эпохи Эдо (Edo). Его наиболее известным принципом обучения было развитие "мягкости снаружи и твердости внутри". Это выражение сохранилось, как главный принцип школы Хонтай Йошин Рю до наших дней.

    Таким образом, Хонтай Йошин Рю Такаги Рю Дзю-дзюцу и Кукишин Рю Бо-дзюцу, через века были переданы семнадцатому носителю традиции, Сабуро Минаки (Saburo Minaki) и его усилиями современному мастеру Иноуэ Тсуеши Мунетоши, ныне живущему носителю традиции.

fl.jpg (65287 bytes)

    Тсуеши Иноуэ родился 30 января 1925 года. Его отец Сатору Иноуэ (Satoru Inoue) был 25-ым главой Дома Иноуэ. Имя его матери было Макие (Makie). Когда ему было 12 лет, он начал регулярно заниматься дзюдо (judo), японским фехтованием на мечах кэндо (kendo) и искусством владения штыком дзюкендо (jukendo). Его спортивная карьера на соревнованиях  дзюкендо была великолепной.

    После того, как он закончил среднюю школу в 1941, Тсуеши Иноуэ работал офицером военной полиции в течение Второй Мировой войны.

    После практики многих стилей Будо и работы преподавателем дзюдо в течении многих лет он стал студентом Сабуро Минаки (Saburo Minaki), 17-го Соке Хонтай Йошин Рю Дзю-дзюцу. С 1955 года Иноуэ очень быстро продвигался в изучении стиля и в 1971 он становится ведущим инструктором школы и получает степень мэнке кайдэн (menkyo kaiden).

    Обычно, титул Соке или грандмастера переходит от отца к сыну, однако Соке Минаки старел, и он решил выбрать соответствующего преемника из числа своих лучших учеников. Он выбрал Тсуеши Иноуэ, и другие ученики согласилась с этим выбором. В традиционной самурайской церемонии посвящения в 1982 Тсуеши Иноуэ был возведен в ранг 18-го Соке и добавил имя Мунетоши к своему имени.

    Соке Иноуэ известен не только как выдающийся преподаватель боевых искусств, но также и как тепло-сердечный и открытый человек. Он подчеркивает важность международного сотрудничества, и его вклад в развитие японского кобудо (kobudo) в западных странах был замечателен.

    С 70-х годов двадцатого столетия, Соке Иноуэ начинает проводить огромную работу по обучению тактике и технике своей школы в Европе и Америке и открывает филиалы в разных странах. В Швеции представителем этого направления является Ян Эрик Карлссон, 8 дан, руководитель Международной Федерации Хоку Шин Ко Рю Бу Джитсу, который осенью прошлого года по приглашению минской Ассоциации Будо посетил Минск и провел четырехдневный практический семинар по Хонтай Йошин Рю Дзю-дзюцу. Этот стиль вошел в учебную программу Ассоциации Будо и теперь у минчан есть возможность ознакомиться с этим направлением древнего боевого искусства.

    Титулы Соке Иноуэ: Хонтай Йошин Рю - ханши, 9-й дан, Тояма Рю Иайдо- ханши, 9-й дан, Дзюкендо - киоши, 8-й дан, Танкендо - киоши, 7-й дан, дзюдо - 5-й дан.

iai.jpg (66700 bytes)

 

Техника Хонтай Йошин Рю

    Основой техники Хонтай Йошин Рю являются ката, которые изучаются и отрабатываются в парах. Выполняя ката, вы обучаетесь корректному поведению, развиваете чувство дистанции и правильному поведению в реальной боевой ситуации. Технические действия, входящие в ката являются базовыми упражнениями, которые следует практиковать каждый день. Основа этой школы дзю-дзюцу заключается в разрушении баланса противника и использовании его собственной энергии. Все приемы Хонтай Йошин Рю состоят из трех аспектов: разрушения баланса, работы руками и работы ногами. Мастерство дзю-дзюцу лежит в овладении этими тремя принципами.

    Техника Хонтай Йошин Рю состоит из атак в нервные узлы "атэ", болевых воздействий на суставы "гьяку", бросков "наге", удушающих приемов "шиме" и техники восстановления и реанимации "катсу". К рукопашному бою добавляется обучение владению традиционными видами оружия, включающее в себя: длинный меч "катана", короткий меч "кодачи", нож "танто", длинный шест "чобо" и палку "ханбо".

    Также, Хонтай Йошин Рю имеет большой раздел Иайдо - искусства мгновенного обнажения меча и использования его против нескольких противников.

    Гьяку но ката - форма болевых воздействий на суставы.
    Наге но ката - форма бросков.
    Оку но ката - форма глубокого овладения техникой.
    Йошин но ката - форма "светлого сердца".
    Шиме но ката - форма удушающих приемов.

Ката Хонтай Йошин Рю Кодачи Дзюцу

    Кодачи но ката - форма боя коротким мечем против противника, вооруженного длинным.

Ката Хонтай Йошин рю Кен Дзюцу

    Кен но ката - форма боя длинным самурайским мечем.

 

 

 

Коичи Иноуэ Сэнсэй – Сын Тсуеши Мунетоши Иноуэ, 18-го Соке Хонтай Йошин Рю Дзю-Дзюцу, один из ведущих мастеров школы ответственный за преподавание Хонтай Йошин Рю Дзю-Дзюцу в Европе.

Это интервью было дано в Юваскале, Финляндия в Мае 1996 года.

(Перепечатано с информационного бюллетеня Международного Конгресса Хонтай Йошин Рю в Финляндии в 1997 году)

1. Когда Вы начинали заниматься Будо? Какие виды боевого искусства Вы практиковали?
Очень трудно сказать точно, когда я начал обучаться. Я делал это, сколько я себя помню. Я вспоминаю, что, когда я был еще в детском саду, мой отец, который был в то время преподавателем дзюдо брал меня вместе с другими сыновьями, чтобы играть в додзе. Но это было опасно, потому что мы могли травмироваться, бегая вокруг додзе. Чтобы предотвратить это, я обычно назначался как чей-то партнер для обучения. Я научился делать укеми очень хорошо, потому что в начале я всегда был уке. Таким образом, я начал обучаться дзюдо.

 

2. Какого возраста были Вы тогда?
Я думаю, что мне было четыре года.

 

3. Какие еще виды боевого искусства Вы практиковали?
После того, как я стал изучать дзюдо, я начал обучался кендо в третьем и четвертом классе школы и делал это приблизительно два года, но в пятом классе я начал очень серьезно тренироваться дзюдо, и делаю это до сих пор.

 

4. Вы изучали каратэ?
Я практиковал каратэ в возрасте 20 лет, но я не имел времени, чтобы заниматься этим в течение больше чем одного года. Много времени уходило на изучение и интенсивные тренировки в Хонтай Йошин Рю, которые я начал с 15-ти лет.

 

5. Если Вы должны были бы сравнить сегодняшнее время со временем, когда Вы начали изучать Хонтай Йошин Рю, Вы могли бы сказать, что методы обучения сильно изменились?
В то время не было такого количества стажеров. Каждый делал главным образом дзюдо, и я могу ручаться Вам, что техника бросков была намного более жесткой. Обучение проводилось в различной манере. Не все начинали с ката, например, я начал с танто дори. Когда начинаешь с танто дори, идешь по очень жесткому пути. Мы часто тренировались в каратэ подобно упражнениям кумитэ. Мы использовали множество различных методов тренировки.

 

6. Теперь, в наши дни преподают шаг за шагом и это очень полноценно, но я помню, Вы рассказывали, что раньше обучение не всегда было таковым.
Преподаватели использовали два пути обучения. Некоторые были очень полноценными, как преподаватели, но другие, только показывали технику, и не вели Вас шаг за шагом. Какой метод является лучшим, сказать трудно. Наблюдая детей и молодых людей сегодня, я думаю, что возможно, лучше быть более полным в обучении, и в процессе занятий раскрывать скрытые аспекты и преподавать это снова и снова. Молодежь имеет тенденцию быстро терять интерес к изучению Будо и легко оставлять надоедающие занятия, если Вы преподаете им старый путь. Обучение должно быть интересным всегда, потому что молодые люди испытывают недостаток намерений.

 

7. Расскажите, чем отличаются японские ученики от европейских ?
В Европе они обучаются больше, чем в Японии. Люди посвящают много времени упражнениям и регулярно практикуются. В Японии, Хонбу Додзе обычно принадлежит городу, и там тренируются различным стилям Будо. Это означает, что наше время там ограничено. Наше обучение в Додзе длится по нескольку часов три раза в неделю - дважды дзю-дзюцу и один раз бо-дзюцу,

 

8. При сравнении японского и европейского тренировочного метода все еще кажется, что три года европейского тренинга часто соответствуют одному году занятий в Японии. Вы полагаете, что это так потому, что японские преподаватели действительно значительно более компетентны?
По моему мнению, это так, потому что мы преподаем правильные аспекты техники. Я полагаю, что японские дети обучаются очень интенсивно. Под этим я подразумеваю, что они доверяют знанию, они принимают все, что им дается, чтобы по настоящему познать и не пытаются сразу же изучить что-нибудь другое. Однако, в основном они способны только к копированию вещей, которые преподаются им, и не способны думать самостоятельно. Это - подобно торговой марке для сегодняшней молодежи. Очевидно, перед Вами стоят те же самые проблемы в Европе.

 

9. Одной из проблем может быть опасение обучить студента слишком многому, так, чтобы он мог стать лучше, чем преподаватель.
Да, проблемы подобные этой бывают и в Японии.

 

10. Некоторое время назад Будо было вопросом жизни или смерти. Развитие и изменение структуры общества сделали это ненужным сегодня. Как Вы думаете, какова реальная цель, Будо сегодня?
Это подготовка вашего внутреннего "Я" к неожиданностям и осознание, того, что Вы имеете реальную способность помогать другим. Старое выражение “исакамакура” (isakamakura) говорит, что, если старшие говорили "сейчас-то самое время", Вы были обязаны вслепую следовать за этими людьми, даже рискуя своей жизнью. Это - способ думать, когда Вы практикуетесь в Будо. Без этого, глобальное значение мастерства Будо будет потеряно. Теперь, постоянно тренируясь в применении ударов, бросков и болевых замков, ощущая боль и обучаясь причинять боль другим, Вы учитесь знанию и контролю боли.

Будо - это путь к персональному росту и развитию. Это понимание того, что никто не имеет право причинить другому боль или насилие. Ясно, что в современной Японии Будо не необходимо как форма самозащиты, однако это хорошо для развития духа и менталитета. Вы можете также думать, что ранние Будо служили только для убийства, и в настоящее время это стало частью нашей культуры, но это не так.

 

11. В древней Японии было огромное количество различных школ дзю-дзюцу. Как увеличивается их количество?
Когда Соке имел двух студентов достигших уровня мэнке кайдэн, один из них становится следующим Соке, а другой, создавал отделения школы, называемое "ха", или даже собственный стиль "рю". Те, кто не стали Соке - открыли свои собственные школы и их было множество. Именно так распространялось Будо, принося много новооткрытых "рю" и "ха" в жизнь. Например, одно из направлений "ха" называется Оно - ха Итто рю. Это означает, что имя человека, занимающегося школой Итто рю, было Оно, а его "ха" - новый вид или отделение Итто рю. Это было подобно обратной части тренировочного мата. Даже один человек мог единолично начать новую "рю".

 

12. Является ли фактом, что, если кто - то становится мэнке кайдэн, он больше не желает быть в повиновении, и это также причина ухода из школы?
Это возможно.

13. В Европе, и во всем мире имеются много различных школ дзю-дзюцу. Например в Финляндии есть Хокуто Рю, в Швеции - Хоку Шин Рю. Как они отличаются от японских школ?
Я не раз слышал о европейских школах. Для учеников там обычно используется слишком много упражнений развивающих силу. Также они практикуют огромное количество ненужных ударов. В Японии, выполняя технические приемы, как защиту от захвата рукой, Вы можете ударить и провести болевой прием из раздела "гьяку ваза" или использовать различные круговые движения. Только в некоторых случаях следует использовать комбинации ударов. Это отлично от ситуации, с которой я встретился во время своего пребывания в Англии. При выполнении того же самого технического приема, сначала Вы добиваетесь многократного поражения противника ударами от головы к пальцу ноги, сверху донизу, потом применяется бросок и затем лежащий противник поражается снова и снова. Это, как мне кажется - не тот путь, который следовало бы использовать. Это не ментальное упражнение, а только вопрос избиения кого-либо. Это напоминало тренировку для грабежа с насилием.

 

14. Вы подразумеваете, что в этом виден недостаток аспекта "дзю" в дзю-дзюцу?
Да, это так. И без "дзю" это не имеет смысла.

 

15. На конференции дзю-дзюцу в Канаде мы видели представление множества различных школ. Мы могли наблюдать довольно много интересных действий, и некоторые из них были очень хороши. Но, тем не менее, когда Коичи сэнсэй и Мицуаши сэнсэй выполнили наге но ката , без всякой музыки или шоу, это выглядело по другому.
В Хонтай Йошин Рю, если Вы хотите, техника может быть приукрашена, выполняясь для этого несколько по-другому. Удары руками и ногами могут быть добавлены в ката. Это - способ сделать ката более полным. Но имеются вещи в ката, которые следует держать в тайне. Нет никакой необходимости показывать все. В старом дзю-дзюцу, ката имела обыкновение содержать различные вещи. Они оставались скрытыми внутри. Это - путь ката. При наблюдении этого, вначале Вы, как предполагается, ничего не понимаете. И если Вы понимаете все сразу же, это - не реальная ката. Даже самая простая старая ката содержит множество различных вещей. Вам могут потребоваться годы, чтобы понять это. Люди прошлого получали различный опыт в многочисленных поединках и войнах. Именно этот опыт развивается в ката через реальный жизненный опыт. И именно поэтому даже только одна ката имеет так много различных сторон. Эти аспекты, изученные на войне и в бою, должны быть найдены в ката. Обучение без того, чтобы понимать это - бессмысленно.

 

16. Дух европейских школ, кажется, тоже различный. Очевидно, что правильные манеры и поведение иногда отсутствуют. Что Вы думаете относительно этого?
Почему правильные манеры столь важны? Почему в Будо особенно нужно вести себя правильным способом? Потому, что, обучая только тому, как победить и, как использовать технику для боя мы создаем собаку-убийцу. Это - подобно освобождению волка в городе. Из-за этого, в традиционном Будо существует четко выстроенная система "сэмпай-кохай" (sempai-kohai). Если кто-то выполняет какое-либо действие, это всегда предварительно одобряется свыше. Именно поэтому эта система настолько ясна. В пределах этой системы Вы всегда действуете правильно, и Вы можете заниматься любыми опасными вещами. И после этого, Вы нормальный человек. Но если Вы только преподаете технику, то это - подобно освобождению животного. Все это так, хотя Вы не можете называть такого человека животным, в отличие от того, кто создал его. Додзе, подобный этому - плохой. Иногда встречаются люди подобные этому. Именно поэтому существует "рэй-ги" (rei-gi).

 

17. Когда в Будо есть рэй-ги, - это подобно способу делать лучших людей?
Я думаю, это наиболее важная вещь. Все начинается с поклона и заканчивается поклоном. Если Вы забываете это, и обучаетесь Будо, Вы обучаетесь только войне. Это не Будо. Мы не учим Будо для создания новых военных машин. Почему, например, в Европе очень хорошо изучать Хонтай Йошин Рю? Потому, что ученики создают большой круг и обучаются совместно и с хорошим духом. Если бы все мы занимались так, - исчезли бы любые проблемы между нами. Между людьми, которые не знают друг друга, легко возникают проблемы, но если Вы делаете различные вещи совместно, Вы забываете бесполезные мысли подобные этой.

 

    Материал предоставлен "Ассоциацией БУДО" г.Минска с разрешения Международного Центра Боевых Искусств “Бушин-Кай Интернэшнл”

 

Hosted by uCoz